Форум » Результаты развития детей, усыновленных и приемных детей по Траектории Оптимального Развития Способностей (сокращенно: ТОРС) » Пример Программы Школы приемных родителей Часть 2 » Ответить

Пример Программы Школы приемных родителей Часть 2

Admin: Тема 8. Адаптация ребенка в замещающей семье Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают усыновители, опекуны, приемные родители в связи с появлением в семье усыновленного, опекаемого, приемного ребенка. Особенности ожиданий замещающих семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению ребенка. Типичные ошибки воспитания в замещающей семье. Проблемы развития в восприятии поступков родного и усыновленного, опекаемого, приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в замещающую семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя усыновленными, опекаемыми, приемными и родными детьми. Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление «трудного» поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции. Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в замещающей семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации. Задачи замещающей семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями замещающей семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками). Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Возможные последствия сохранения (не сохранения) тайны усыновления. Как сказать ребенку, что он приемный. Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений. Понятие о методике «Книга жизни ребенка» и ее составление опекунами (попечителями), приемными родителями, усыновителями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в составлении «Книги жизни ребенка». Тема 9. «Трудное» поведение ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка Формы «трудного» поведения ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, адекватное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы борьбы с ними. Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка. Формирование моральных норм у ребенка. Причины усвоения ребенком этнических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы. Понимание замещающими родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты. Тема 10. Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество). Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье. Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни. Тема 11. Особенности полового воспитания приемного ребенка Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье. Половое воспитание в семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной эффективности в юношеском возрасте. Защита ребенка от сексуального насилия. Тема 12. Родительские и профессиональные роли замещающей семьи и ее дальнейшее взаимодействие с органами опеки и попечительства Родительские и профессиональные функции замещающей семьи. Формирование мотивации к сотрудничеству замещающих родителей с сопровождающей организацией. Отношение замещающей семьи к родителям и кровным родственникам ребенка и их взаимодействие. Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и кровные родственники - органы опеки и попечительства - замещающая семья). Тема 13. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правовые основания для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства. Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к лицам, желающим принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в зависимости от формы семейного устройства. Перечень документов, представляемых лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем в зависимости от формы семейного устройства. Порядок и особенности подготовки документов кандидатами в замещающие родители. Права и обязанности кандидатов в замещающие родители. Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи. Поиск и выбор ребенка для устройства его в семью. Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, региональным банком данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, федеральным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, учреждениями для детей-сирот, обязанности администрации такого учреждения. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка. Порядок оформления органом опеки и попечительства и учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семьи граждан, в зависимости от формы семейного устройства. Возмездные и безвозмездные виды опеки: приемная и опекунская семья, их различия. Права опекуна (попечителя), приемного родителя, порядок заключения договора. Материальное обеспечение приемной и опекунской семьи, льготы. Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Подготовка и подача в заявления суд. Тайна усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения. Перечень документов, передаваемых замещающей семье учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом опеки и попечительства. Документы ребенка и порядок их оформления (переоформления) усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью. Защита личных и имущественных прав ребенка. Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в замещающей семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом. Обязанности и права граждан, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществлении помощи и контроля за воспитанием ребенка, переданного на воспитание в семью. Правовые последствия усыновления, опеки (попечительства) - имущественные и личные неимущественные права и обязанности усыновителей, опекунов (попечителей). Изменение прав и обязанностей родителей, детей, других родственников при усыновлении ребенка, передаче его под опеку (попечительство), в том числе на возмездные формы. Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Кемеровской области. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства. Ответственность опекунов (попечителей), приемных родителей, усыновителей. Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции. Тема 14. Подведение итогов освоения курса программы, итоговые рекомендации по приему ребенка в семью Обсуждение результатов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выполнения домашних заданий, анкет, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения курса. Оценка степени освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Совместное освоение итогового заключения о готовности лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, к приему ребенка на воспитание. Ожидаемые результаты. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, по завершении курса должны иметь четкое представление: -о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям; -об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; -о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним; -о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности, как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах; -о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка; -о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю; - о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны знать: -свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации; -закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды; -важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития; -причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации; -о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка; -этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя; -особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье; -о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к «трудному» поведению детей; - санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье; - способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития; -возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны уметь: -использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания; -видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка; -рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта; -выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации; -осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка; -быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю; -предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье; -оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм; -преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка; -прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; -понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи; -оценивать воспитательский ресурс своей семьи; -быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка; -ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям; -заботиться о здоровье ребенка; -соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка; -понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Список литературы 1. Абросова, Л. М. Настольная книга приемного родителя [Текст] / Л.М. Абросова, Н.Б. Девоян, Н.Д. Игнатьева, Д.Г. Пирогов, О.В. Суковатова. — СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007. — 128 с.: 2. Алексеева, Л.С. О насилии над детьми в семье [Текст ] / Л.С. Алексеева // Социологические исследования. - 2003. - №4. - 111 с. 3. Аралова, М. А. Справочник психолога ДОУ [Текст] / М.А. Аралова. - М.: ТЦ Сфера. – 2010. – 272 с. 4. Брутман, В.И., Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства// Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. М., 1998. 5. Вараева, Н.В. Некоторые аспекты развития самосознания ребенка в условиях социально-реабилитационного центра и направления реабилитационной работы. Н.Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2006. 6. Волков, Б.С. Детская психология: от рождения до школы [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - 4–е издание, переработанное». – СПб.: Питер. - 2009. – 58 с. 7. Грабенко, Т. М. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры [Текст] / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». - 2004. - 64 с. 8. Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приемная семья. Психологическое сопровождение и тренинги. СПб.: Речь, 2007. 9. Губина, Т.В. Принять ребенка из детского дома. Информация для принимающих родителей [Текст] / Т.В. Губина. – М.: АНО Центр «Про-мама», 2013. – 148 с. 10. Дерябина, В.В. Психологическая помощь детям, пережившим насилие в семье [Текст] / В.В. Дерябина. – М.: НОВУВ ПО «СФГА», ООО «Вариант». – 2010. – 24 с. 11. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/ Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Полиграф -сервис, 1998. 12. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи// Возрастные особенности психического развития детей. М., 2000. 13. Елесеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2000. 14. Ерусланова Р.И., Зуйкова Е.М. Семья как объект социальной работы (региональный опыт): учебное пособие. Чебоксары, 1999. 15. Жамкочьян М. Как говорить с детьми, чтобы они нас слышали// Педология. №8, 2001. 16. Зиновьева, Н. О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации [Текст] / Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. - СПб.: Речь. - 2003. - 248 с. 17. Капилина (Пичугина), М.В. Методические рекомендации по реабилитационной работе с ребенком, оставшимся без попечения родителей, в системе семейного устройства. Статьи для специалистов и приемных родителей [Текст] / М.В. Капилина (Пичугина), Т. Д. Панюшева. – М.: АНО Центр «Про-мама», 2013. – 304 с. 18. Капилина (Пичугина), М.В. Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка [Текст] / М.В. Капилина (Пичугина), Т.Д. Панюшева. – М.: Никея, 2015. – 432 с. 19. Козлова, Г.Л. Насилие над детьми. Его виды и возможности предупреждения [Текст] / Г.Л. Козлова, Л.Н. Мирейчик, М.В. Пряхина. - 2003. - 76 с. 20. Копытин, А.И. Арт-терапия жертв насилия [Текст] / Сост. А. И. Копытин. - М: Психоте¬рапия. - 2009. - 144 с: ил. 21. Корельская, Н.Г. «Особенная» семья – «Особенный» ребенок. Книга для родителей детей с отклонениями в развитии Советский спорт, 2003 г. 232 22. Крылова, Т.А. Система психологического сопровождения детей группы риска [Текст] / Т.А. Крылова // Справочник педагога-психолога (школа). - №3. 2013. – 80 с. 23. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа// Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. М.: Просвещение, 1999. 24. Налчаджян, А.А. Социально-психологическая адаптация личности. (Формы, механизмы и стратегии). - Ереван, 1998. 25. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой, Ю. П. Платонова. - СПб.: Речь. - 2004. - 154с. 26. Насилие над детьми в семье как психолого-педагогическая и социальная проблема. Работа образовательного учреждения по профилактике насилия над детьми в семье [Электронный ресурс] / 27. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. завед./ Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. М.: Владос-Пресс, 2004. 28. Петрановская, Л.В. Минус один? Плюс один! Приемный ребенок в семье [Текст] / Л.В. Петрановская. – СПб: Питер, 2015 – 160 с. 29. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов -100 ответов [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. - 2004. - 368 с. 30. Преодоление трудностей социализации детей-сирот/ Под ред. Л.В. Байбородовой. Ярославль, 2006. 31. Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Дети без семьи. М.: Педагогика, 1999. 32. Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга)/ Под ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2000. 33. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов /под ред. С.М. Безух, С.С. Лебедевой. СПб.: Речь, 2007. 34. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 35. Пятницкая, Е.В. Психологическая помощь детям и подросткам, переживающим психотравмирующие события [Текст] / Е.В. Пятницкая. – М.: Николаев. – 2009. – 68 с. 36. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 20.04.2015)Хрусталькова, Н. А. Формирование педагогической компетентности родителей профессионально-замещающей семьи : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 [Текст] / Н.А. Хрусталькова; [Место защиты: Морд. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева]. - Саранск, 2009. - 489 с. 37. Сельчёнок, К.В. Психология экстремальных ситуаций [Текст] / К.В. Сельчёнок, А.Е. Тарас. – М.: АСТ. - 2000 – 480 с. 38. Сидорова Л.К. Роль ППМС-центров в предупреждении социального сиротства и безнадзорности. // Комплексное обеспечение индивидуально-личностного развития воспитанников детского возраста. СПб.: 2000. 39. Социальная защита детей, подвергающихся насилию в семье [Электронный ресурс] 40. Фромм А. Азбука для родителей. М.: «Знание», 1998. 41. Шапиро, Е.И. Особенности эмоционального развития детей от 1 до 3-х лет. Консультации психолога [Текст] / Е.И. Шапиро. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 16 с. Оглавление Пояснительная записка Содержание программы Цель и задачи программы Учебный план Темы программы Ожидаемы результаты Список литературы «Школа приемных родителей» [Текст]: Программа / сост. Н.Н. Копылова, - Ново-Восточный: Изд-во МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко» // 2015 Технический редактор Н.Н. Копылова Оригинал-макет подготовлен на компьютерном комплексе МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»

Ответов - 0



полная версия страницы